ОБУЧА́ЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕ́НТ (англ. educational experiment).
Разновидность естественного эксперимента, отличительная особенность которого стоит в том, что явление, составляющее предмет изучения, формируется (создается) в условиях обучения. С помощью О. э. определяются не столько приобретенные учащимися знания, навыки, умения, сколько особенности их становления, формирования в процессе обучения. В этих целях основному опыту предшествует предварительный этап - констатирующий эксперимент, который дает возможность установить уровень знаний (навыков, умений).
О. э. обычно осуществляется на учебном материале, который учащиеся еще не изучали. Им предлагается самостоятельно усвоить новый материал (например, по учебнику), затем проверяется уровень овладения новым материалом, что позволяет сделать вывод о доступности материала и эффективности его представления в учебном пособии. В отличие от обучающего эксперимента при опытном обучении учащиеся работают с использованием пройденного на занятиях материала и преподаватель стремится определить, насколько эффективной является предлагаемая им методика работы с учебным материалом, ставшим объектом исследования. В случае необходимости недостающие знания восполняются экспериментатором. О. э. обычно осуществляется на новом учебном материале, т. е. выбирается такой материал, который учащийся еще не изучал.